Соционика рассматривает четыре установки на вид деятельности или сферы наибольших интересов:
- гуманитарная (сильные функции этики и интуиции) – взаимодействие людей в области культуры, религии, отношений в обществе, идеологии;
- управленческая (сильные функции сенсорики и логики) – сфера управления людьми и ресурсами, организация производственного процесса, функциональное обустройство окружающего мира;
- социальная (сильные функции сенсорики и этики) – сфера непосредственного (контактного) взаимодействия людей: медицина, торговля, обслуживание;
- исследовательская (сильные функции интуиции и логики) – сфера изучения объективных законов природы и общества, нового, непознанного.
Главный принцип соционики в области развития детей заключается в том, что на сильные функции надо давать большую нагрузку и больше требовать с ребенка, а по слабым функциям давать ребенку поддержку и нагружать в меньшей степени. Важно понимать, что если ребенок недополучит нужную информацию по слабым функциям в детстве, то, будучи взрослым, ему будет гораздо труднее нарабатывать нужные качества.
Также хочется обратить внимание на то, что по слабым функциям ребенку поддержка нужна постоянно, и в данном случае придется запастись терпением и ни в коем случае не ругать свое чадо за то, что Вы ему “уже 200 раз говорили”, а он в очередной раз “забыл” что-то сделать или сказать. Причем надо стараться, чтобы информация по слабым функциям давалась в “упрощенном виде”, а по сильным – дочка или сын старались разобраться сами.
Для маленького управленца с сильными функциями логики и сенсорики важно, чтобы у него была “своя мастерская, свои инструменты” и место для приложения своих усилий. Литература в помощь такому “самоделкину” должна быть соответствующей. Не пугайтесь, если сын разобрал велосипед, чтобы смазать его, а собрать не смог. Также ничего удивительного нет в том, что дочь проводит выходные в гараже с папой, “вместо того чтобы играть с Барби”. (Случается, что такие детки уже в детстве лучше пап управляются с водопроводным краном или электрической розеткой). Также необходимо поощрять помощь в организации семейных мероприятий, стремление взять на себя ответственность за братиков и сестричек, даже если они старше по возрасту. Не бойтесь оставлять маленького управленца на хозяйстве или за “старшего”, такая деятельность отвечает его внутренним устремлениям. Поскольку у таких детей развита сенсорика, то и занятия спортом для них тоже важная часть жизни.
Маленькие социалы благодаря сильным функциям этики и сенсорики любят теплые компании друзей, где чаще всего являются их душой. Принимая своих гостей, такие мальчики и девочки часто помогают маме на кухне, по дому. Кулинарный рецепт для них – это не просто перечень продуктов, которые они, кстати, знают, где надо покупать. А чистая одежда – необходимый элемент для хорошего настроения, для того чтобы понравиться окружающим. Мир для таких детей наполнен эмоциями и чувствами, и эти незримые связи между людьми для них столь же реальны, как торчащая из рукава нитка. Так же как и для управленцев, для социалов мир предельно конкретен. Он наполнен запахами и ощущениями. Все в этом мире надо потрогать, и как жаль, когда это им запрещают взрослые. Для них жизненно необходим тактильный контакт с родителями (информация для пап). Для социалов важнейшей ценностью является семья. Семья – это среда, на которой сконцентрировано наибольшее внимание маленьких этико-сенсориков.
Маленькие исследователи – логики-интуиты – самый беспокойный народец. Ведь вокруг столько всего интересного, неизвестного, непознанного. Мир – это большая лаборатория, где все идет в ход и все “кладется на алтарь науки”. Обнаруженные явления не столь сильно интересуют их с практической точки зрения, эти детки – мечтатели и фантазеры. Засахарившееся варенье позволяет увидеть воочию процесс кристаллизации сахара, и это гораздо важнее, чем то, каким оно будет на вкус. Маленькому исследователю важно, чтобы у него были карты и атласы, энциклопедии и словари. Им нужно разглядывать мир через микроскоп или хотя бы через лупу. Они любят смотреть, как взрослые играют в шахматы или решают кроссворды. Благодаря сплаву логики и интуиции они очень догадливы, а накопление информации идет скачкообразно. Важным считаю отметить, что быстрое усвоение информации не должно оборачиваться дополнительными нагрузками. Экстраверты-исследователи – это еще и дети со склонностью к повышенному травматизму. Романтика и тяга к новым приключениям вкупе со слабым владением телом и желанием проверить или показать свои возможности иногда приводят к плачевным результатам – переломам и сотрясениям мозга.
Маленьким гуманитариям благодаря развитой этик, так же как социалам, важен мир чувств и эмоций, но вместо тактильного контакта на первом месте стоит образ, который рождает тот или иной предмет, здесь сказывается сильная интуиция. Буйная фантазия проявляется в различных небылицах, которые расскажет Вам ребенок. Окунитесь в этот мир, ведь этик-интуит сам верит в эти истории, и ему будет обидно, если он почувствует, что “мелит какую-то чушь”. В детской комнате или в детском уголке должен быть уголок “домашнего творчества”, где ребенок может проявить свои креативные способности. Впрочем, они могут проявиться не только там. Не удивляйтесь, если у Вас на кухне вдруг появится инсталляция из кусочка веревки, пластилина и рамки для фотографии. Или лицо человека, “собранное” из разных частей чьих-то портретов. Это значит, Ваш ребенок чувствует себя комфортно. Попробуйте задействовать своего ребенка в детском утреннике, скорее всего Ваш ребенок не станет артистом, но ему важно окунуться в атмосферу спектакля. Так же, как исследователи, гуманитарии, случается, “находят приключения” на ровном месте. Споткнулся, растянулся, рассадил коленку.
Природа при “раздаче” тех качеств, о которых мы так много говорим в этой статье, не смотрит, кому они достаются – мальчику или девочке. И получается, что наше воспитание, стереотипы, навязываемые обществом, входят в конфликт с типологическими установками.
Девочка должна быть скромной, аккуратной, не драться с мальчишками и не лазить по деревьям. И как здесь поступать, когда пытливый ум юной “исследовательницы” зовет ее в другие миры? А если лидерские качества маленькой “управленки” заставляют ее возглавить дворовую ватагу? А мальчик должен быть мужественным, должен уметь все починить, должен во всем разбираться, ведь он будущий кормилец семьи. А что делать, если тонко чувствующий лиричный мальчик не играет в шахматы и не хочет учиться чинить утюг? При условии, что такая директива будет идти в разрез с типологическими установками, это, скорее всего, будет негативно отражаться на многих процессах, таких как восприятие (и принятие) себя, социализация, обучение и пр. И наоборот, важно дать ребенку понять, что отсутствие логичности у мальчика нисколько не помешает реализовать себя в творческой профессии, а лидерские качества девочки нисколько не помешают создать семью. Безусловно, нужен компромисс между стремлением ребенка развиваться в сфере его “клубных” интересов и необходимостью “подтягивать” слабые стороны. И если дочь родилась логиком, готовьтесь объяснять “почему, как и зачем” все устроено, сделано, получается, а если сын родился этиком – почему одни люди злые, а другие добрые, почему люди ссорятся, почему с этим можно сдружить, а с тем – нельзя, и еще много других непростых вопросов.
Кто из родителей чему должен учить?
В свете соционики мы будем говорить, что по сильным функциям свое чадо должен обучать тот родитель, может, бабушка или дедушка, который имеет такие же сильные функции: хороший вариант – кто-то из своего “клуба”, замечательно, если в окружении есть родственник такого же типа, может быть, дядя или тетя. А вот по слабым функциям, как мы говорили, надо давать информацию в щадящем режиме, без тонких нюансов и большого количества деталей, которые только запутают ребенка, надо больше подстраховывать.